Сливо-наливные железнодорожные эстакады
Отдельно стоящие сливо-наливные стояки могут применяться только для одиночных цистерн. Для группового и маршрутного слива-налива применяются более удобные в работе металлические или железобетонные эстакады. Упрощенно говоря, эстакада представляет собою группу одиночных стояков, подключенных к одному коллектору, площадки обслуживания которых соединены между собою пешеходными мостиками. В результате получается единый фронт слива и налива, на котором одновременно может наливаться или сливаться группа цистерн или целиком маршрут.
Эстакады должны строиться из материалов 1—2-й степени огнестойкости, то есть из монолитного или сборного железобетона и из стального проката. Эстакады строят односторонними или двухсторонними. Длина эстакады должна быть рассчитана на длину всего маршрута или на половину маршрута с двухсторонним расположением стояков. Стационарные конструкции эстакады и отдельно стоящих стояков не должны выступать за железнодорожные габариты. Переходные мостики, стрелы с рукавами и установки нижнего слива должны быть подвижными и после окончания технологических операций выводиться из зоны железнодорожного габарита.
В этих же целях рукава подвешиваются на стрелах-укосинах, имеющих сферу перемещения по горизонтали на 180° и вертикали на 90°. Высота опускания стрел ограничивается специальными ограничительными тросами на высоту горловин цистерн по требованиям норм охраны труда. Стрелы с рукавами поднимаются и опускаются с помощью ручных лебедок.
Переходные мостики могут быть закреплены стационарно, что нежелательно, так как мостики могут совпасть со створом горловины цистерны. Поэтому разработаны конструкции передвижных мостиков. Например, Армавирским и Ростовским заводами изготавливались мостики с торсионом, уравновешивающим положение мостика в любом отклоненном положении. Конструкция таких мостиков состояла из неподвижной части — торсиона длиной около 3,0 м, привариваемого к балке эстакады на специальных кронштейнах, и подвижной части — самого мостика, который мог передвигаться по горизонтали по торсиону на роликах и одновременно отклоняться в сторону цистерны. Торсион изготавливается из трубы Ду-60 мм, которая соединялась шарнирно с осями кронштейна посредством скручиваемой пружины.
Удобной в обслуживании также является конструкция мостика, представляющего собой металлическую раму, внутри которой на оси размещался мостик. Рама устанавливается на роликах в специальных направляющих балках и может перемещаться вдоль эстака- дьг в нужное место, где необходимо опустить мостик. В обоих случаях перильные ограждения эстакады должны иметь стойки с шагом 1,0 м с откидывающимися звеньями перил или открывающимися дверками. По требованиям пожарной безопасности на контактную поверхность мостика, соприкасающуюся с корпусом цистерны, должен крепиться деревянный брусок с утопленными головками болтов во избежание искрения при ударах.
На концах эстакады должны быть установлены стационарные маршевые лестницы с углом наклона 45°, и через каждые 100 метров лестницы-стремянки, для эвакуации обслуживающего персонала при пожаре. Лестницы-стремянки устанавливаются в люках настила площадки обслуживания эстакады. Люки должны иметь откидные крышки с утопленными ручками. Стремянки обычно изготавливаются из труб Ду-32 мм и прутковой стали Д=20-22 мм. Ширина площадки эстакады должна быть не менее 1,4 м с покрытием из просечновытяжной листовой стали или из листового рифленого металла. По бокам эстакады должны быть предусмотрены перильные ограждения высотой 1,1 м из уголковой стали 50 x 50 x 5 мм.
Эстакада должна быть заземлена с помощью отдельных заземляющих устройств или заземляющего контура, прокладываемого по всей длине эстакады, заземление должно проводиться через каждые 50 метров, но не менее чем в двух точках. К этому же контуру заземляются с тем же шагом рельсы и технологические трубопроводы, кроме того, через каждые 12 м должны выводиться заземляющие клеммы для заземления цистерн. Для отвода статического электричества наконечники рукавов должны соединяться медным многожильным гибким тросом с трубой стояка. Трос заземления пропускается внутри рукава или навивается снаружи в виде спирали.
Эстакада должна освещаться общим и местным освещением. Общее освещение осуществляется обычно с помощью прожекторных мачт или светильников ВЗГ-200, НОВ-150 или НОБ-200 взрывозащищенного исполнения, подвешиваемых к верхней части опор эстакады. Местное освещение устанавливается внизу эстакады на высоте 2,5 м в местах установок нижнего слива для освещения непосредственно рабочих мест по сборке сливо-наливной линии. Обычно для местного освещения применяются светильники того же типа. Электропроводка должна быть выполнена в герметичных трубах.
Расположение устройств слива и налива в пределах эстакады определяется при разработке проекта, и зависит от состава цистерн в маршруте. Принимается обычно с шагом, равным 4, 6 или 12 м. При наличии в составе цистерн грузоподъемностью 120 тонн технологический шаг сливных устройств нижнего слива (АСН-7Б или АСН-8Б) принимается равным 4 м.
Трубопроводные коллекторы прокладываются параллельно эстакаде подземно в траншеи или наземно по фундаментам опор или консолям эстакады. Коллекторы должны иметь уклон для возможности их освобождения при смене продукта. Обычно уклон создается к центру эстакады, и в этих местах к коллекторам подсоединяются технологические линии трубопроводов, специализированные на определенные сорта нефтепродуктов.
Вдоль фронта эстакады на расстоянии 20 метров должен быть проложен пенопровод с пожарными лафетными стволами. К эстакаде должны быть предусмотрены автомобильные подъезды с площадкой для установки пожарных автомобилей и тротуары к лестницам.
Конструкции железнодорожных эстакад.
В настоящее время разработано достаточно много конструкций железнодорожных эстакад, в основу которых заложен принцип специализации работы на определенных видах нефтепродуктов (нефти, светлых нефтепродуктов, бензинов, дизельного топлива, темных нефтепродуктов и масел) или проведения определенных видов операций, например наливных, сливных или сливоналивных (комбинированных). На рисунке показаны в качестве примеров технологические схемы трубопроводов наливной эстакады типа НС и комбинированной (сливо-наливной) эстакады типа КМ, а на рисунке эскиз эстакады типа КС.
Технологическая схема трубопроводов наливной эстакады
1 — наливной стояк, 2 — рукав Ду-100 мм, 3 — коллекторы,
4 и 5 — коллектор и патрубки для слива неисправных цистерн
Технологическая схема трубопроводов эстакады типа КМ
1 — стояк; 2 — рукав наливной Ду-100 мм; 3 — рукав сливной Ду-150 мм;
4 — поворотный сальник; 5 — рукав Ду-100 для слива неисправных цистерн;
6 — технологические коллекторы трубопроводов
Поперечный разрез железнодорожной эстакады типа КС
1 — наливной рукав Ду-100 мм, 2 — зачистной рукав Ду-40 мм, 3 — переходной трап,
4 — стояк, 5 — коллектор, 6 — коллектор для слива неисправных цистерн,
7 — воздушный коллектор, 8 — контргруз
На рисунке показан поперечный разрез комбинированной эстакады типа КМ, предназначенной для слива темных нефтепродуктов (мазута) через нижний сливной рукав и дизельного топлива — правая сторона эстакады. На левой части рисунка показан переносной пароподогреватель, укрепленный на стреле-укосине, который опускается в цистерну для подогрева мазута перед сливом.
Поперечный разрез эстакады типы КМ
1 — переносный подогреватель, 2 — кран-укосина, 3 — шланг для пара, 4 — рукав Ду 150 мм для слива,
5 — паропровод, 6 — трубопровод конденсата, 7 — наливной шланг Ду 100мм
На рисунке показан поперечный разрез эстакады, специализированной на наливе мазута. В данном варианте коллектор поднят с нижней части эстакады наверх — специальную наливную площадку эстакады, расположенную за пределами верхнего железнодорожного габарита, а наливные рукава заменены на складывающиеся телескопические трубы, выполненные из алюминиевых сплавов или оцинкованной кровельной стали. Наливная площадка эстакады вынесена на верх эстакады для удобства проведения налива и для замены тяжелых наливных рукавов на легкие телескопические складные алюминиевые трубы. Кроме того, замена рукавов на телескопические трубы сделана с целью уменьшения загрязнения мазутом конструкций эстакады и бетонной площадки железнодорожного тупика (налив по противопожарным нормам должен проводиться под слой нефтепродукта, после подъема рукавов из цистерны на их поверхность налипает мазут, который стекает потом на бетонную площадку и эстакаду). Загрязненность эстакады нефтепродуктами создает пожарную обстановку и опасные условия труда. Кроме того, сам процесс зачистки эстакады от мазута очень трудоемкий.
Для налива масел также принимается вариант эстакады с верхней площадкой, на которой располагаются коллекторы на полный ассортимент наливаемых масел. Кроме того, эти эстакады имеют также традиционную площадку обслуживания на уровне горловин цистерн с переходными мостиками, для выполнения операций по замеру уровня масел в цистернах, закрытия и пломбировки люков горловин цистерн. Эстакады для налива масел выполняются в крытом исполнении, то есть с навесом и боковыми стенками, выполненными из легких несгораемых материалов, не доходящими до бетонного покрытия площадки на 2 метра.
Эстакада наливная для темных нефтепродуктов типа НТ
1 — технологические коллекторы, 2 — паровой коллектор, 3 — дренажная труба, 4 — паропровод,
5 — наливная труба, 6 — телескопическая труба, 7 — поворотный сальник, 8 — труба для спуска конденсата,
9 — конденсационный горшок, 10 — паровые штуцера, 11 — противовес
https://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/khranenie-i-transportirovka-nefteproduktov/slivo-nalivnye-zheleznodorozhnye-estakady/